Суббота, 20.07.2019, 22:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ № 6 Левокумского района п.Заря

Меню сайта
Статистика

Блог

Главная » 2016 » Октябрь » 15 » Шарль Перро. «Старые сказки на новый лад" Сценарий литературного часа во 2-4-х классах
17:33
Шарль Перро. «Старые сказки на новый лад" Сценарий литературного часа во 2-4-х классах

Шарль Перро. «Старые сказки на новый лад"

Сценарий литературного часа во 2-4-х классах

 

План подготовки к игре:

1. Прочитать сказки Ш.Перро. Книги для дошкольников, в которых много иллюстраций и мало текста, не годятся. Если на книге название компании Disney, значит, эта книга по мультфильму, а не сказка Перро.

2. Читать внимательно, размышлять. Запоминать имена героев, события, предметы (в т. ч. какие из них волшебные).

3. Уточнять значение непонятных слов, "знакомиться" с незнакомыми словами (можно обсудить, каким образом). Сказки написаны давно, поэтому незнакомы будут названия многих предметов, профессий и т. д. Не совсем понятны могут быть и вполне современные слова, например "грациозный" (умеющий красиво двигаться), даже абсолютно русское слово "великодушный". (Как правило, дети предлагают вариант объяснения смысла этого слова - "у кого великая душа", но что это значит, объяснить не могут. Можно подсказать, что самая великодушная героиня - Золушка. Вторая подсказка: как она отомстила своим сестрам и мачехе? Правильно, никак, сумела на зло ответить добром, обладает способностью прощать, не обижаться.)

 

Литературный час проводится в форме диалога с обучающимися.

Ведущий: Ребята, посмотрите на портрет одного очень известного писателя и на доску, его имя записано по-французски. Попробуйте догадаться, кто это. (На слайде надпись Charles Perrault. Для детей, которые не изучают французский язык, задача не очень простая, имя все прочитывают как "Чарльз".) Молодцы, вы справились с заданием, писатель узнан! Это Шарль Перро. (СЛАЙД 2)

Может быть, некоторые из вас подумали: почему мы, такие взрослые ребята, будем вспоминать книги для маленьких? Но свои сказки Шарль Перро писал вовсе не для детей, а для взрослых. Наверное, все вы читали сказки Перро. Какие?

(Самых известных сказок 9. Список сказок: "Золушка", "Кот в сапогах", "Красная Шапочка", "Мальчик с пальчик", "Ослиная шкура", "Подарки феи" ("Волшебница"), "Рикэ-Хохолок", "Синяя Борода", "Спящая красавица".)

Какая сказка у вас любимая? Какой герой больше всего похож на вас (не внешне, а характером)? (Дети предлагают свои варианты ответа.)

(СЛАЙД 3)  Ш. Перро родился во Франции в 17 веке , а именно 12 января  1628 г. Сколько веков прошло с того времени?

(Как правило, даже второклассники знают, что сейчас XXI в., и если подсказать, что Перро жил в XVII в., могут подсчитать, что прошло почти 4 века, т. е. почти 400 лет.)

Сказки Перро читают уже несколько веков - значит, это классика, то, что не устаревает со временем; это еще одна причина, по которой стоит обратиться к творчеству писателя.

Ш. Перро опубликовал сборник "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями", который называют первой детской книгой, хотя автор писал ее для взрослых. Может ли такое быть? Дело в том, что в XVII в. (и раньше) вообще не было детских книг. Современные дети обучаются чтению за несколько месяцев, а в XVII в. процесс растягивался на годы, ведь дети учились читать по рыцарским романам, античным сказаниям и т. д. А сказки Ш. Перро читать было легко - ведь они недлинные, с увлекательным сюжетом, написаны простым языком. Поэтому сказки, придуманные для взрослых, быстро стали чтением для детей.

(СЛАЙД 4)Перед вами книга, на обложке которой написана фамилия Перро. Значит, в ней сказки авторские, литературные. Но у них очень много общего со сказками народными.

Во-первых, сюжеты. Шарль Перро одним из первых писателей стал записывать и пересказывать народные сказки. А сказка "Красная Шапочка" из авторского произведения превратилась в фольклорное. Через полтора века после того, как она была придумана Перро, немецкие фольклористы братья Гримм записали ее как народную немецкую сказку. Уникальный случай! Как и в народных сказках, в произведениях Перро часто не указывается имя героев (например, неизвестно, как зовут Спящую красавицу) или вместо имен используются прозвища, например Красная Шапочка, Золушка.

А почему Золушка получила такое прозвище? (Чаще всего дети отвечают, что Золушка - от слова "золото", потому что у героини золотые руки, золотое сердце. Если во время литературного часа никто не вспомнил правильного объяснения, участники получают домашнее задание - найти ответ в тексте сказки.)

В народных сказках действие происходит за тридевять земель, давным-давно. В сказках Перро тоже не указывается время и место действия, но внимательный читатель получает точное представление о Франции времен короля Людовика XIV.

(СЛАЙД 5) Замок Юссе на реке Луаре называют во всех туристических путеводителях "Замком Спящей красавицы"; считается, что именно он описан в сказке. Кстати, в "Спящей красавице" засыпают все, кроме короля и королевы, потому что страну без короля невозможно было представить даже в сказке.

(СЛАЙД 6) Внимательно читая текст и рассматривая иллюстрации, можно представить, какой была мода в те времена (в "Золушке" не просто сообщается, что сестры были красиво одеты, а подробно описывается платье старшей сестры), какие достоинства, способности, качества ценились в людях. На иллюстрациях видно, что герои грациозны, галантны, изящны. Даже Кот в сапогах держится так, как будто получил светское воспитание. Вежливость и изящество приравниваются к уму, точнее, глупые герои грубы и невоспитанны.

Итак, в XVII в. знанию этикета придавали очень большое значение. Как вы считаете, в XXI в. вежливость так же важна? (Довольно часто дети говорят, что знание этикета теперь необязательно. Но в ходе обсуждения выясняется, что абсолютно всем приятнее общаться с людьми вежливыми. Другое дело, что быть вежливым самому не всегда легко. А еще надо помнить, что правила этикета меняются со временем, никто сейчас не отвешивает поклоны и не делает реверансы, как в эпоху Людовика XIV, но вежливость всегда производит приятное впечатление на окружающих).

Во время литературного часа можно обсудить сказки, какие именно - зависит от настроения детей.  

 "Золушка, или Хрустальная туфелька"

(СЛАЙД 7) Сравните иллюстрации - портрет Золушки в начале сказки и в конце. Из замарашки (а именно так звучит ее имя в некоторых переводах) героиня превращается в настоящую принцессу в роскошном наряде. Внешне она меняется, а внутренне? Остается ли она скромной, кроткой, доброй, великодушной?

Золушка скромно, даже бедно одета, почему же сестры советуются с ней, собираясь на бал? Почему не могут сами решить, как им нарядиться? Подсказка: что такое хороший вкус? (Ответ:умение определить, что красиво, а что нет, что к лицу каждому человеку.)

Важно ли обладать им в наше время?

Как Золушка старалась причесать сестер к балу: чтобы они выглядели хуже всех или как можно красивее? Почему? (Как правило, дети выбирают второй вариант, но объяснения дают разные, в т. ч. такое: Золушка боялась наказания. И тут стоит вновь вспомнить слово "великодушие". А еще обратить внимание на то, что Золушка относится к мачехе и к сестрам как к своей семье, к родственникам, поэтому она прощает их.)

(СЛАЙД 8) "Спящая красавица"

Помните, что подарили феи новорожденной принцессе? Конечно, это были необычные, волшебные подарки - не вещи, не предметы, пусть и дорогие, а качества, достоинства: 1-я фея пожелала, чтобы принцесса была красивее всех, 2-я - чтобы у нее было доброе и нежное сердце, 3-я - грациозность (вспомните, что это такое), 4-я - чтобы принцесса умела прекрасно танцевать, 5-я - чтобы принцесса пела, как соловей, 6-я - чтобы принцесса играла на всех музыкальных инструментах. Теперь понятно, какая девушка считалась идеальной в XVII в.? А в наше время идеал выглядит иначе? Может быть, вы бы хотели добавить какие-то качества или исключить?

(Чаще всего дети "избавляются" от умения играть на всех инструментах. Действительно, со времен Ш. Перро появилось гораздо больше возможностей послушать музыку. А добавляют, как правило, образованность. Можно пояснить детям, что это достоинство во все времена можно добыть только собственным трудом, а феи здесь бессильны.)

А теперь все на минутку превратились в фей и волшебников. Вас пригласили на день рождения к какому-то младенцу, что вы подарите? Каким качеством наградите? (Уже после того, как дары названы, можно уточнить: а кому вы делали подарок - мальчику или девочке? Или это не имеет значения?)

Посмотрите на список достоинств, подаренных феями маленькой принцессе. Что из этих качеств не подошло бы принцу?

(При обсуждении этого вопроса детям понадобится логика. Например, некоторые считают, что мальчику не требуется умение прекрасно танцевать. С кем же тогда будут танцевать девочки? Другие называют лишним даром для мальчика красоту. Неужели мальчики должны быть некрасивыми? Ну а нужны ли мальчикам доброта и нежное сердце - вопрос, который всегда побуждает детей дискутировать.)

Чем принцесса уколола руку - веретеном, иголкой или спицей? Что такое веретено? (Частый ответ - "это такое круглое, на которое наматывают нитки", т. е. описывается часть прялки. Можно подсказать детям, что круглым предметом невозможно было бы уколоться. Веретено - это стержень для наматывания пряжи.)

По произведения  Ш. Перро были сняты фильмы и мультфильмы, был создан  балет "Спящая красавица". Есть ли отличия в сюжете сказки и балета? В балете принцесса увидела веретено при встрече со злой феей, а в сказке? (При встрече с бедной старой женщиной, которая не слышала об указе короля.) Среди действующих лиц балета есть Кот в сапогах, Синяя Борода и т. д., а в сказке? (Это персонажи других произведений Ш. Перро.) Героиню балета зовут принцесса Аврора, а в сказке? (Ее имя не называется.) Итак, балет отличается от сказки. А может ли просмотр мультфильма (например, "Золушка" или «Машины сказки») заменить чтение книги? Почему?

 

Игра по сказкам Шарля Перро

Представлены два варианта игры: более простой для 2-3-х классов, более сложный для 3-4-х классов. В первом случае дети прочитывают 6 сказок из 9 (исключаются сложные, длинные и страшные: "Ослиная шкура", "Синяя Борода" и "Рикэ-Хохолок"). Конкурс капитанов есть в обоих вариантах, более сложные вопросы (для 3-4-х классов) отмечены звездочкой.

Вопросы для игры не простые, они рассчитаны на детей, которые недавно прочитали (перечитали) сказки, получили установку на внимательное чтение. Игрокам потребуется информация, полученная во время литературного часа, общая эрудиция, сообразительность, логика. Правила игры: если игрок не может ответить на вопрос, он вправе посоветоваться со своей командой (об этом он должен заявить до того, как начнет отвечать). Вторая команда в этом случае тоже может совещаться (в течение 1-2-х мин). Если команда, которая получила вопрос, ответила неправильно, вторая команда предлагает свой вариант и получает балл за правильный ответ.

 

(СЛАЙД 9) Конкурс эрудитов

Вопросы командам задаются по очереди. За каждый правильный ответ 1 балл, если команда не знает ответ, право ответа переходит ко второй команде.

1. В каком веке жил Перро? (Ответ: В XVII в.)

2. На каком языке написаны сказки Перро? (Ответ: на французском.)

3. Как называется сборник всех сказок Перро? (Ответ: "Сказки моей матушки Гусыни".)

4. Какое второе название у сказки "Золушка"? (Ответ: "Хрустальная туфелька".)

5. * Как можно узнать, что события в сказках происходили давно? (Ответ: по речи, костюмам героев, манерам, упоминаются предметы и понятия, которые сейчас не используются.)

6. * Вот как начинается сказка: "Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз"; или так: "Жил когда-то дворянин, который женился вторым браком на женщине крайне надменной"; или так: "Жил-был один почтенный и знатный человек"... Что это за сказка? Почему у нее разное начало? (Ответ: "Золушка", разные переводы и переводчики.)

7. Как называются эти сказки в современном переводе: "Сказка о вороженных девицах" (ответ: "Подарки феи"),"Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах" (ответ: "Кот в сапогах")?

8. Как называются эти сказки в современном переводе: "Сказка о корчаге, в которой золу содержат" (ответ: "Золушка"), "Сказка о спящей в лесу красавице" (ответ: "Спящая красавица")?

9.* Угадайте, из какой сказки поучение:

"Премило украшает детство

Довольно крупное наследство,

Сынку врученное отцом.

Но кто наследует умелость,

И обходительность, и смелость, -

Вернее будет молодцом".

(Ответ: "Кот в сапогах".)

10.* Угадайте, из какой сказки поучение:

"Из сказки следует одно,

Зато вернее самой верной были!

Все, что мы с вами полюбили,

Для нас прекрасно и умно".

(Ответ: "Рикэ-Хохолок")

 

(СЛАЙД 10) «Письменный конкурс»

Вам розданы листки с вопросами. Напротив вопроса требуется поставить номер сказки из списка. Ответов может быть несколько.

Какие сказки Перро заканчиваются свадьбой? (Ответ: 1,2,5,6,7,8.)

В каких сказках Перро есть феи? (Ответ: 1,5,6,7,8.)

В каких сказках Перро есть герои-животные? (Ответ: 1,2,3,7.)

В каких сказках Перро есть великаны-людоеды? (Ответ:2,4.)

Список сказок: 1 - "Золушка", 2 - "Кот в сапогах", 3 - "Красная Шапочка", 4 - "Мальчик с пальчик", 5 - "Подарки феи", 6 - "Спящая красавица", 7 - "Ослиная шкура", 8 - "Рикэ-Хохолок", 9 - "Синяя Борода".

 

 (СЛАЙД 11)"Лексикон". В этом конкурсе требуется объяснить в общих чертах, что значат слова, которые используются в сказках Перро. Часть слов устаревшие, другие используются и в современной жизни. Команды по очереди дают определения трех слов. За каждое верное определение команде начисляется 1 балл:

Сварливый (грубый, любит ругаться). Падчерица (неродная дочь, дочь мужа или жены). Парча (дорогая ткань с золотыми или серебряными нитями).

Высокомерный (считает других ниже себя). Чердак (помещение под крышей). Бархат (дорогая ткань с ворсом).

Полдюжины (шесть). Полночь (12 часов ночи). Зола (то, что осталось после сгорания дров).

Обворожительный (обаятельный, нравящийся всем). Грациозный (умеющий красиво двигаться). Нарядный (красиво, празднично одетый).

Дровосек (лесоруб). Мельница (на мельнице измельчают зерно, из зерна делают муку). Башмачки (туфельки).

Отруби (обмолоченное, но не просеянное зерно). Куропатка (полевая птица). Сено (скошенная и высушенная трава).

Королевские покои (комнаты, где живет король). Дичь (дикие птицы, предмет охоты). Имение (поместье, дом и земля).

Черепица (глиняные или жестяные пластинки, которыми покрывают крышу). Вельможа (знатный и богатый человек, сановник). Жнец (работник, который жнет в поле, срезает серпом колосья).

Обет (торжественное обещание, обязательство). Веретено (стержень для навивания нити). Фрейлина (придворная дама при королеве, принцессе).

Хворост (сухие опавшие ветки, тонкие стволы). Гонец (посланец со срочным известием). Монеты (металлические деньги).

 

(СЛАЙД 12) "Сколько?". Обучающимся необходимо ответить на вопросы:

Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (Ответ: шесть.)

Сколько человек (превращенных из животных) сопровождало карету Золушки? (Ответ: семь-шесть лакеев и кучер.)

Сколько дней продолжался бал в сказке "Золушка"? (Ответ: два дня.)

Сколько платьев получила Золушка от феи? (Ответ: три; два для бала, одно - когда примерили вторую туфельку и Золушка стала невестой принца.)

Сколько было приглашено фей на день рожденья маленькой принцессы? (Ответ: семь.)

Сколько фей было на дне рожденья принцессы? (Ответ: восемь.)

Сколько братьев было у Мальчика с пальчик? (Ответ: шесть.)

Сколько лет было Мальчику с пальчик? (Ответ: семь.)

Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? (Ответ: два.)

Сколько сыновей было у мельника? (Ответ: трое.)

 

 (СЛАЙД 13) "Как? Какой? Где?". Обучающимся необходимо ответить на вопросы:

Как юная фея узнала о том, что принцесса заснула? (Ответ: ей сообщил карлик-скороход, у которого были семимильные сапоги.)

Как Золушка старалась причесать сестер перед балом и почему? (Ответ: как можно лучше; она была добра и великодушна.)

Какой масти были лошади, запряженные в карету Золушки? (Ответ: серой, ведь они были превращены из мышей.)

Какого цвета была карета у Золушки? (Ответ: позолоченная, цвета тыквы.)

Какой указ издал король после того, как принцесса заснула? (Ответ: никто не смеет приближаться к заколдованному замку.)

Какими волшебными свойствами обладали семимильные сапоги из сказки "Мальчик с пальчик"? (Ответ: скороходы, любому по ноге.)

Какое имя придумал кот для хозяина? (Ответ: маркиз де Карабас.)

Где жила бабушка Красной Шапочки? (Ответ: в деревне, за мельницей, в первом домике с краю.)

Куда побежала Золушка после первого бала? (Ответ: поблагодарить фею.)

Где жил Кот до того, как стал наследством? (Ответ: на мельнице.)

 

(СЛАЙД 14) "Отчего и почему?"

Почему волк не съел Красную Шапочку сразу в лесу? (Ответ: услышал стук топоров дровосеков.)

Почему младший сын мельника поверил Коту? (Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)

Зачем Коту понадобились сапоги? (Ответ: чтобы легче было бродить по лесу.)

Почему на праздник не пригласили старую фею? (Ответ: больше 50лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она давно умерла.)

Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Ответ: чтобы ее пожелание было последним и она могла спасти принцессу.)

Кто не заснул в заколдованном замке и почему? (Ответ: король и королева, чтобы было кому править королевством.)

Почему принц оказался в заколдованном замке один, без свиты? (Ответ: только перед ним расступались деревья и колючие кустарники.)

Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу из чащи? (Ответ: птицы склевали хлебные крошки.)

Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая и спесивая.)

Почему Кот придумал своему хозяину новое имя? (Ответ: только дворянин с титулом мог добиться успеха при дворе.)

 

(СЛАЙД 15) "Четвертое - лишнее". Назвать лишнее и объяснить свое решение.

Мельница, волк, кот, девочка. (Ответ: кота нет в сказке "Красная Шапочка".)

Лиса, горшочек масла, одеяло, топор. (Ответ:лисы нет в сказке "Красная Шапочка".)

Туфелька, часы, мышь, людоед. (Ответ:людоеда нет в сказке "Золушка".)

Дремучий лес, хлебные крошки, хрустальные туфельки, сапоги-скороходы. (Ответ: туфелек нет в сказке "Мальчик с пальчик".)

Карета, придворные, крестьяне, торговцы. (Ответ: торговцев нет в сказке "Кот в сапогах".)

Мешок, кролик, волк, куропатка. (Ответ: волка нет в сказке "Кот в сапогах".)

Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено. (Ответ: ткацкого станка нет в сказке "Спящая красавица".)

"Спящая красавица", "Красавица и Чудовище", "Золушка", "Волшебницы". (Ответ: только три сказки принадлежат Ш. Перро, лишнее - сказка "Красавица и Чудовище".)

 

(СЛАЙД 16) "Персонаж". Обучающиеся угадывают персонаж сказки по описанию.

Ты - любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти? (Ответ: дровосеки.)

Кто умел превращаться в любого зверя? (Ответ: людоед-великан.)

Ваша красота затмевает даже блеск драгоценностей. Вы великолепно одеты, хотя фасон вашего платья несколько устарел. На сколько лет? (Ответ: сто.)

Ты - младший сын в семье, очень смышленый и разумный. Ты не один раз спасал жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля? (Ответ: гонцом.)

Вы почтенный и знатный человек, здравомыслящий, однако во второй раз женились крайне неудачно. Какая особенность внешности вашей родной дочери поможет ей найти свое счастье (точнее, принцу найти ее)? (Ответ: очень маленькая ножка.)

Вы - фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придется поколдовать. Какие превращения вы осуществите? (Ответ: тыкву - в карету, мышей -в коней, ящериц - в лакеев, крысу - в кучера.)

Вы - знаменитый вельможа. На мышей охотитесь только изредка - для собственного удовольствия. Какую самую необычную мышь вам довелось поймать? (Ответ: превращенного в мышь людоеда.)

Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой чаще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду... (Ответ: Спящая красавица.)

Просмотров: 2127 | Добавил: znanie | Рейтинг: 1.0/1
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31